«Король царствует, но не управляет»

11 января 2017 года на философском факультете МГУ состоялась лекция Митчелла Дина, профессора Копенгагенской школы бизнеса (Дания) и университета Маккуори (Австралия), автора книги «Правительность: власть и правление в современных обществах», вышедшей в самом конце 2016 года. И хотя Дин приехал в Москву, чтобы представить свою книгу на Гайдаровском форуме, он с радостью принял приглашение философского факультета МГУ прочесть лекцию в университете. И действительно, сотрудники факультета плотно участвовали в подготовке русского издания книги: Александр Бикбов написал обстоятельное предисловие, а над переводом работали сотрудник факультета Станислав Гавриленко (научный редактор перевода) и выпускник факультета Александр Писарев, ныне работающий в Институте философии РАН.

Особенность лекции, прочитанной Дином на философском факультете, заключалась в том, что в ней он обратился к сюжетам, выходящим за рамки рассмотренных в книге. Так, книга посвящена правительности, одному из центральных концептов Мишеля Фуко в лекциях 1979 и 1980 годов, которым он пользовался для обозначения технологий управления населением, к исследованию которых он в тот момент обратился. Но, как заметил Дин, определяя исследуемый объект, ученый каждый раз рискует так задать его границы, что за рамками рассмотрения все еще останется нечто существенное. Страдает этим и правительность, оставившая в стороне вопрос о суверенитете. Именно поэтому слова Фуко «король царствует, но не управляет», которые (пускай и в других формулировках) можно обнаружить у Вебера, Шмитта и Агамбена, Дин и предложил проанализировать в своей лекции. И действительно, король, будучи символом власти, ничего о власти не говорит. И если он – это власть, то власть превращается в нечто настолько абстрактное, что ее в принципе невозможно исследовать. Это и вынудило Фуко, по меткому замечанию Дина, обезглавить короля в политической теории. Ведь тайна политического, как это показает Фуко, не в суверенитете, но в правительстве, не в короле, но в министрах, не в законах, но в полиции. И хотя король царствует, он не имеет никакого отношения к управлению. В то время, пока он восседает на троне, кто-то принимает конкретные управленческие решения на местах.

И тем не менее, как считает Дин, приоткрывая колоссальные возможности для эмпирических исследований технологий управления, правительность оказывается неспособной ответить на вопросы, связанные с политическим лидерством, и объяснить саму необходимость символически репрезентировать власть. Помочь в этом вопросе, по мнению Дина, мог бы анализ теологических оснований новоевропейского типа управления населением, отсылающего к пастырской власти, а также внимательное изучение роли социальных сетей в производстве политического авторитета и престижа. Эти задачи действительно представляются крайне значимыми, что только повышает интерес к дальнейшим исследованиям Дина.

Текст подготовил А.С. Ветушинский.