Семинар "Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений"

14 марта 2024 года на кафедре философии и методологии науки (ауд. Г-351) и на платформе Zoom состоялось 22-е заседание научного междисциплинарного семинара молодых ученых «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений» имени заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича.

Был заслушан доклад «Ошибки и «объяснения» Стивена Вайнберга» Волошина Михаила Юрьевича – преподавателя кафедры Философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Доклад будет состоять из двух частей. В первой части были представлены ошибки Вайнберга, которые можно охарактеризовать как «фактологические»: его множественные неточности, неаккуратности и прямо ошибочные свидетельства.

Михаил Юрьевич представил подробный анализ работы нобелевский лауреат по физике С. Вайнберга, опубликованная им в 2015 году по истории науки, охватывающую период от начала времен до деятельности Исаака Ньютона «Объясняя мир: истоки современной науки» («To Explain the World: The Discovery of Modern Science»). Докладчик рассмотрел ряд рецензий на эту книгу и показал их полярность. Ряд читателей работы Вайнберга негодует, что он, будучи современным физиком, подошел к истории науки презентистски: Аристотеля, Бэкона, Декарта он представляет как примитивных мыслителей, а «умными» оказываются те, кто соответствует с точки зрения самого Вайнберга современным научным взглядам. Другие, напротив, восхваляют Вайнберга за то, что атмосфере господства антикваристских, социологически ориентированных ученых он уверенно продвигает идею рационального превосходства науки над другими картинами мира. Михаил Юрьевич показывает, что позиция физика о коммулитивном подходе к науке не выдерживает фактической критике. Вторая часть доклада будет представлена 3 апреля 2024 года.

Доклад вызвал интерес и активные дискуссии у участников семинара.

Мероприятие организовано в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение культурно-исторического наследия».