Новейшая архитектура – диалоги в пространстве XXI века
В субботу 19 ноября студенты и руководство образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры» побывали на лекции «Новейшая архитектура – диалоги в пространстве XXI века». Чтения состоялись в Центре эстетического воспитания Мусейон при ГМИИ имени А.С. Пушкина. Перед слушателями выступили:
- архитектор, вице-президент Союза архитекторов России Андрей Витальевич Кафтанов;
- искусствовед и историк архитектуры, член Союза московских архитекторов, лауреат премии «Просветитель» этого года Сергей Юрьевич Кавтарадзе;
Из лекции А.В. Кафтанова.
С конца 1940-х гг., то есть после создания Международного союза архитекторов (UIA, 1948) перед зодчими стоит задача привнесения в архитектуру этической составляющей (ведь концепция, положенная в основу деятельности UIA, родилась в годы, когда огромная часть Европы лежала в руинах). Инновационные строительные технологии плюс активное реагирование на запросы общества – вот формула, определяющая пути развития современной архитектуры. И если архитектура XIX – первой половины XX века, даже продолжая осваивать исторические стили, оставалась сущностно модернистской, т.е. ставящей задачу подчинить себе природу и управлять социумом, то перед архитектурой XXI века стоит другая цель: пластически переосмыслить то, что было создано. Интернациональная, или глобальная архитектура должна оставаться «glocal», т.е. учитывать локальные тенденции.
[В качестве интересного примера такого переосмысления показана перекличка квартала Дефанс с Калининским проспектом (ныне ул. Новый Арбат)].
Но если во времена М.В. Посохина считалось, что в материале можно воспроизвести всё, что доступно строительным технологиям, то сейчас эта зависимость отходит на второй план, не подчеркивается. Архитектура, будучи по-прежнему связана с материалом, смело осваивает техники, которые способны скрыть эту связь.
Видеоряд. А.В. Кафтанов показывает фотографии сооружений, которые выглядят как
- скомканный лист бумаги;
- дома с визуально исчезающими фасадами и прочими объемами. Приводятся и другие примеры игровых объемов в архитектуре. Примеры сборных домов и зеркальных архитектурных объектов.
Следует рассказ о том, что такое зеленые технологии и почему сегодня актуален диалог техники и природы (архитектура Сиднея и Ванкувера). В России также обсуждаются проекты обновления морально устаревших пятиэтажек с помощью озеленения.
Приводятся примеры «искусственной природы» (фото наращенных гор, примеры «пародирования» природы. Обсуждается возможность увода дома под землю при помощи горизонтального бурения. В Швейцарии есть такой зал глубиной около 9 м на 500 мест). Приводятся примеры домов под водой.
- Дом из лавы – черного базальта (подробней о нем здесь).
Резюме выступления C.Ю. Кавтарадзе.
Архитектура, при всей своей функциональной нагруженности и обусловленности материалом, – это всегда зеркало общества. Она показывает человеку, как (а иногда и почему) он видит мир так, а не иначе. Действительно: если модернистская архитектура XX в. противопоставляла себя хаосу и была движима идеей упорядочить мир, предлагая разные рецепты порядка (конструктивизм, неоклассицизм и др.), то на архитектуре рубежа XX-XXI вв. лежит отпечаток нового понимания природы. Теперь в естествознании правит не механика, а теоретическая физика и науки о сложных системах. А они говорят человеку, что хаос тоже подчиняется законам и формулам. И если разработана, например, теория фракталов, то и архитекторы будут неизбежно использовать элементы этой теории (см.: Н. Фостер, проект Нагатинской поймы). [Показаны и другие сооружения, чьи грани производят впечатление текучих, стекающих линий, а башни как бы хотят расползтись по поверхности. Также: здания, отсылающие к «ковру Серпинского»].
Очень хорошо, что архитекторы и градостроители сейчас считаются с экологией, пытаются пересадить горожан на велосипеды. Но архитектура – это разновидность фундаментального мышления. Человек сегодня стремится ощутить себя не творцом\распорядителем, а частью миропорядка. Даже если этот миропорядок – определенным образом структурированный и формализованный хаос. Рождение нового эпохального стиля, выражающего эту установку (сродни барокко), – дело ближайшего будущего.