Летняя школа для учителей обществоведческих дисциплин

16 и 17 июня 2023 года на философском факультете прошла очередная Летняя школа для учителей обществоведческих дисциплин.

198 учителей из разных регионов России стали слушателями Летней школы, организованной философским факультетом Московского университета. Тема школы была выбрана на основании пожеланий участников Зимней школы для учителей: человек в мире культуры. В ходе мероприятия учителя школ, специалисты управленческих звеньев разных уровней системы образования, преподаватели СПО принимали участие в лекциях ведущих  экспертов и получили возможность углубить  знания и познакомиться с актуальными тенденциями в изучении культуры.

Высокий интерес со стороны слушателей был обусловлен запросом на глубокое и всестороннее осмысление той философской проблематики, которая рассматривается в курсе обществознания, а также личным стремлением и желанием каждого учителя достичь вершин педагогического мастерства.

В рамках школы преподавателями философского факультета были проведены следующие занятия:

  • «Проблематика «духовной культуры» в школьном курсе обществознания» – к.ф.н. Ефремов Олег Анатольевич;
  • «Философия современной коммуникации» - к.ф.н. Костикова Анна Анатольевна;
  • «Восток-Запад: границы культурного многообразия» - к.ф.н. Оренбург Михаил Юльевич;
  • «Религия как фактор трансформации современной культуры» - к.ф.н. Крупник Игорь Леонидович;
  • «Что такое современное искусство»?» - к.ф.н. Полякова Светлана Викторовна;
  • «Роль информации и информационных технологий в современном мире» - к.ф.н. Клюева Наталья Юрьевна;
  • «Современные представления о начале жизни: связь науки и культурных практик» - к.ф.н. Брызгалина Елена Владимировна;
  • «Культура. Трудные вопросы в едином государственном экзамене (ЕГЭ). Методики подготовки» - к.п.н. Французова Ольга Александровна.
     

Руководитель программы -  к. филос.н., доцент, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный работник сферы образования Российской Федерации Елена Владимировна Брызгалина.

Организаторы Летней школы отметили, что целью ее проведения в год Педагога и наставника стала поддержка учителей истории и обществознания  в профессиональной самореализации, развитии  преподавательских компетенций.  Школы для учителей, отмечают организаторы, помогают учителям познакомиться с коллегами из разных уголков страны и обменяться опытом,  идеями, поделиться вдохновением.

Летняя школа философского факультета МГУ является одним из традиционных мероприятий, направленных на повышение качества  образования в России, на укрепление сотрудничества университета и школы. Подтверждением этому являются десятки положительных отзывов о прошедшей Летней школе с благодарностями в адрес преподавателей и организаторов.

С большим удовольствием делимся некоторыми отзывами о Летней школе 2023 (орфография и пунктуация авторов сохранены).

 

Я не ожидала, что это будет настолько ново и глубоко для меня! Как важно и полезно, оказалось, для меня, как учителя с 30-летним стажем, посмотреть на мир духовной культуры, на мир вообще, через призму философии. Изначально планировала посмотреть и послушать выборочно, определив для себя несколько тем. Но, в итоге, не смогла оторваться и посетила практически все лекции. Современное искусство и субъективизм его восприятия неизменно вызывают бурную полемику на уроках истории и обществознания. Во время лекции на эту тему отмечала для себя аргументы, которые могла бы привести своим старшеклассникам.  И, конечно, особенно живо отозвалась последняя тема, касающаяся ЕГЭ, поскольку вместе с моими 11-классниками находимся в режиме ожидания результатов. Летняя школа и Всероссийский съезд учителей обществознания буквально заставили пересмотреть приоритеты и стиль преподавания.

Пустоплеснова Ольга Олеговна. Город Нижнекамск, Республика Татарстан. МБОУ "Лицей №14" НМР РТ

 

Прослушанные лекции лично для меня были неравнозначны. Большая часть лекций хорошо легла на уже имеющиеся у меня знания, добавились уточнения по фактическому содержанию. Добавились новые имена исследователей, чьи работы нужно изучить самому.  Принципиально новые подходы узнал из лекции Е.В. Брызгалиной "Современные представления о начале жизни: связь науки и культурных практик" (до этого я ориентировался на прослушанный в 2005 году курс "Биоэтика" на Летнем богословском институте). Вызвала уважение эрудированность И.Л. Крупника в вопросах религиоведения и разбора проблемы влияния религии на трансформации современной культуры (но я ожидал использования лектором понятия "политическая религия", о котором он не упомянул). Лекция О.А. Французовой мне важна, поскольку я готовлю учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, и советы от одного из разработчиков учебного курса полезнее разработок множества онлайн-репетиторов.  Общее значение всех лекций -- в компактности изложения довольно широких тем.

Иванов Константин Юрьевич МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 32 гор. Белово" Кемеровская обл

 

Большое спасибо за организацию Зимней школы учителей обществознания! Для меня это была первая школа. Все лекции обладают новизной, актуальностью, профессионализмом. Лекторы ведут диалог с аудиторией, заражают своей увлеченностью, побуждают аудиторию к осознанию проблем и путей их решения, к саморазвитию.Так же хотелось бы выразить особые слова благодарности Елене Владимировне Брызгалиной за организацию школы, которая собрала дистанционно около 190 человек с разных уголков нашей страны.

Овчинникова Елена Николаевна ГБПОУ МГОК Москва

 

В течение ряда лет стараюсь не пропустить занятия в школах, проводимых для учителей философским факультетом МГУ. Тематика лекций всегда составляется с учетом актуальности их проблематики в жизни общества, современной молодежи, что позволяет использовать их  содержание в практической работе учителя общественных дисциплин. Лекции всегда наполнены глубоким научным содержанием, отражают новые и различные подходы в анализе той или иной темы. Школы позволяют обменяться опытом с коллегами из различных регионов страны, их содержание акцентировано не только на расширение теоретических знаний учителя, но и на совершенствование  методики преподавания. Огромная благодарность идейному вдохновителю и организатору школ Брызгалиной Е.В. за ее многолетнюю бескорыстную подвижническую деятельность в помощь школьному учителю, пример активной гражданской позиции ученого, неравнодушного к судьбе своей страны, за отстаивание ценностных и содержательных  аспектов российского образования.

Стрикова Ольга Алексеевна ГБОУ "Школа №498" г. Москвы

 

Преклоняюсь перед силой мысли и силой духа ученых философского факультета МГУ, которые поделились со школьными учителями , участниками Летней школы - 2023, своими новейшими разработками в области духовной культуры. Ваш труд вдохновляет и заставляет меня иначе посмотреть на процесс обучения школьников, стимулирует к самообразованию. Благодарю за списки литературы, которые вы прикрепляете ко всем своим лекциям, за продуманные и глубоко раскрытые темы, за качественные презентации. Общение с вами вдохновляет! Отдельная благодарность Брызгалиной Елене Владимировне - Человеку, Ученому, Учителю! Ваша деятельность, Ваша инициативность, Ваши лидерские качества - залог успешности Школы для учителей. Спасибо!

Гарифуллина Виктория Викторовна город Казань Республика Татарстан

 

Огромное спасибо за содержательные занятия. Лекция Поляковой С.В. способствовала более глубокому пониманию темы "Что такое современное искусство?". Материал лектора Французовой О.А. по теме «Культура. Трудные вопросы в едином государственном экзамене (ЕГЭ). Методики подготовки» буду использовать не только для подготовки учащихся к итоговой аттестации, но и на уроках. Материал помог пополнить методическую копилку учителя. Рекомендации лектора Брызгалиной Е.В по теме «Современные представления о начале жизни: связь науки и культурных практик» думаю найдут применение в организации и планировании проектной деятельности школьников, так как это направление, к сожалению, не имеет достаточной методической поддержки. Все лекторы очень понятно, доступно и интересно преподнесли свой лекционный материал. Были объяснены темы, особенно чудесным было то, что всё подкреплялось примерами. Всё очень профессионально и конкретно. Радует хорошая организация учебного процесса.

Шишков Алексей Иванович Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов" Кировского района г.Казани

 

Летняя школа 2023 года, была первой в которой я принял участие, и по ее окончанию, для меня встал вопрос "почему раньше я не присоединился?". Подобный формат крайне важен для педагогов школы. Во-первых, я как школьный учитель, готовлю и направляю своих учеников, на получение конкретной специальности и моим долгом является выпустить со школьной скамьи, актуального студента для ВУЗа. Во-вторых, формат фактического погружения, позволяет концентрированно и предметно самоактуализироваться  на условно узком смысловом блоке преподаваемого предмета. В-третьих, преподаватели Летней школы, на достойном уровне и в классической логике, начинают погружать в тему с серьезного анализа историографии проблемы, что позволяет дополнить список необходимого к прочтению на ближайшие пять месяцев. В-четвертых, возвращаясь в "лекционную аудиторию" ты можешь обмениваться взглядами, идеями, виденьем, вопросами со своими полноправными коллегами-специалистами. Огромное спасибо философскому факультету МГУ.

Бочин Алексей Александрович. ГБОУ школа №500 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Занятия в "Летней школе" открывают возможность не просто провести ревизию своих знаний, а посмотреть на привычные темы по новому, получить профессиональную помощь в сложных вопросах, повысить свой уровень компетенций. Особая признательность О. А. Ефремову, который провел своего рода мастер-класс, продемонстрировав как на уроках обращаться к содержанию "ценностного ядра" российской цивилизации, интерпретируя учебный материал с позиции такого подхода. Лекция Поляковой С.В., позволила по-новому посмотреть на современное искусство, определить возможные темы для дискуссий в классе. Занятие Е.В.Брызгалиной открыло целый комплекс проблем, связанных с репродуктивным поведением людей, на которых прежде не заострялось внимание. Лекции по  Типологии общества, Вопросам коммуникации, Культуре, Религии не только содержательны, но предлагают различные способы осмысления проблем, показывают направления дальнейшего самообразования по теме. Два дня занятий, где не было "проходящих" лекций.

Черенкова Инна Владимировна ГБОУ «Академическая гимназия №56 имени М. Б. Пильдес»

 

Очень понравилась лекция "Восток -Запад:границы культурного многообразия"Оренбурга Михаила Юльевича. Летняя школа для учителей истории и обществознания 2023, на которой я оказалась впервые, подарила мне колоссальное удовольствие от пребывания в научной среде с профессионалами своего дела. Лекторы на сто процентов расширили мои профессиональные навыки в плане теории и методики (подготовка школьников к ГИА в области теории познания).

Абадаева Марьям Магомедовна Республика Дагестан,г.Кизилюрт МБОУ СОШ №3

 

Спасибо организаторам и преподавателям за возможность соприкоснуться с миром науки. Это для меня, как глоток свежего воздуха. Не преувеличиваю ни капельки. (Я из Белгорода, мы  учились на дистанте с начала октября по  май. Год был очень сложным, такое впечатление, что находились в подземелье, а здесь столько всего интересного, подчас неожиданного, нестандартного).  Тема,  которая обсуждалась, актуальная, животрепещущая, значимая, но очень сложная для восприятия и  понимания. Лекторам удалось  настолько увлечь слушателей, что забывались все домашние дела, не было желания отвлечься. Виртуозы. Если бы мы все учителя так работали, дети неслись бы в школу на крыльях, а все выпускники были бы стобальниками.  Лекции Ефремова О.А., Брызгалиной Е.В., Костиковой А.А., Поляковой С.В., Клюевой Н.Ю. Французовой О.А. воспринимались на одном дыхании. Сразу стала искать их статьи  в Интернете, но не тут тот было, придется идти в библиотеку.

Данилова Евгения Вениаминовна МБОУ "Гимназия № 12" г. Белгорода им. Ф.С. Хихлушки

 

Я преподаю историю, обществознание, ОДНКНР в 5-7 классах, где мы с учениками постоянно сталкиваемся с проблемами духовной культуры - ее понимания, наполнения, формирования жизненных ценностных ориентиров... Многое из спектра наших дискуссионных тем с детьми я услышала в Летней школе в лекциях Крупника И.Л., Ефремова О.А., Оренбурга М.Ю, Клюевой Н.Ю., Французовой О.А. Один из главных выводов, которые я делаю для себя - не быть категоричным и не склонять учеников к однозначным выводам по сложным культурно-национальным (благодаря лекции Оренбурга М.Ю., религиозным, технократическим и биоэтическим вопросам. Различные дихотомии (Восток-Запад, вера-безверие) возможно объяснять с позиции культуры, сохраняя моральные представления о хорошем и плохом в определенных вопросах, но избегая стереотипов и излишней политизации спорных вопросов, касающихся религии, семейных отношений, технологического прогресса.

Портоян Венера Оганесовна ГБОУ Школа № 1370 г. Москвы

 

В Летних школах, организуемых философским факультетом МГУ для учителей обществознания, участвую с 2012 года и стараюсь их не пропускать. Вопросы и проблемы, поднимаемые при проведении лекций, всегда актуальны и разнообразны, а приобретённые благодаря им знания оказывают существенную помощь учителю в преподавательской деятельности. Большое спасибо организаторам и преподавателям Летней школы - 2023! Я восхищаюсь вашим энтузиазмом и эрудицией! Благодаря яркому выступлению Поляковой С.В. я узнала много нового о современном искусстве, что помогло мне лучше его понять.  Я получила много дополнительной и актуальной  информации об искусственном интеллекте с помощью лекции Клюевой Н.Ю. А блистательное выступление Брызгалиной Е.В., прекрасная подача ею лекционного материала о современных представлениях о начале жизни в очередной раз заставило задуматься. Все лекции прошли на отлично! Летняя школа философского факультета дает мощный стимул для профессионального развития педагога. Спасибо!

Вотякова Елена Юрьевна г. Чебоксары, Чувашская Республика МБОУ "Лицей №2»

 

Из лекции Ефремова О. А. я взяла понятие «ценностное ядро», его содержание, буду строить объяснение темы "Культура", отталкиваясь от этого понятия. Лекция Костиковой А. А. помогла мне осознать и понять, как маркетологи влияют на коммуникацию. Было очень много примеров, которые облегчат мне работу по темам "Общение", "СМИ" и др. Из лекции Оренбурга М. Ю. я усвоила историю появления концептов «Востока» и «Запада» в европейской мысли и буду применять эти знания при изучении истории в 9-11 кл. В связи с ВСО векторы развития меняются. С высоты Вашего научного осмысления можно даже поговорить о перспективах. Мы же заканчиваем изучение обществознания в 11 классе темой «Взгляд в будущее». Вот и помогите нам более чётко представить варианты развития России и мира. Из лекции Поляковой С. В. я сделала вывод о том, что к современному искусству надо относиться спокойно. Это зеркало...  Клюева Н. Ю. укрепила моё решение рекомендовать ученикам тему ИИ в рамках предмета «Индивидуальный проект».

Бобылева Ирина Александровна г. Скопин, Рязанская область МБОУ СОШ им. М. Горького г. Скопина Рязанской области