Красников Александр Николаевич

Род. на мысе Форос Крымской обл. Окончил филос. факультет  МГУ им. М.В. Ломоносова (1980), асп. там же (1983).  С 1983 работает на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне кафедра философии религии и религиоведения) филос. ф-та МГУ.  Канд. дисс. – «Критика методологии современного неотомизма» (1984).  Читает лекционный курс «Религиозная философия» и спецкурс «Методологические проблемы религиоведения» на филос.ф-те, а также курс «Теория и история мировых религий» в Ин-те стран Азии и Африки. В его работах анализируется программа обновления католической теологии, разработанная виднейшими представителями совр. неотомизма. Гл. внимание уделяется неотомистской трактовке трансцендентального метода и метода в теологии. Рассматриваются также  проблемы  соотношения теологии и науки, веры и разума, веры и морали. В посл. годы К. занимается историей и методологией религиоведения, является составителем и редактором «Хрестоматии по религиоведению» (2000),  одним из редакторов  и переводчиков «Вестминстерского словаря теологических терминов» (2004), одним из редакторов и авторов энцикл. словаря «Религиоведение» (2006), переводчиком фрагментов из работ А.Н. Уайтхеда, Р. Маретта, Э. Лэнга.  К. - зам. главного редактора журнала «Вестник Московского университета» (Сер. 7. Философия), соредактор журнала «Религиоведение», член Европейской ассоциации изучения религии. В феврале 2006 Красников А. Н. обсудил на кафедре докт. дисс. «Методология западного религиоведения второй половины ХIХ – ХХ вв.», к-рая была рекомендована к защите. Данная работа включает в контекст отечеств. религиоведения наиболее влиятельные идеи и концепции зап. исследователей религии, классические и совр. подходы к изучению религии, принятое на Западе понимание религиоведения, его структуры, специфики основных религиоведческих дисциплин и используемых в них методов.

Сочинения:

  • Критика религиозной антропологии Б. Лонергана // В. Моск. ун-та. Философия. 1986. № 1;
  • Природа религиозного догматизма // Критический анализ ненаучного знания. М, 1989;
  • Почему молчал Авраам? // В. Моск. ун-та. Философия. 1992. № 5;
  • Методология современного неотомизма. М. 1993;
  • Антропологические споры о сущности религии // Лекции по религиоведению. М, 1997;
  • Экология религии // В. Моск. ун-та. Философия. 1999. № 1;
  • Современная феноменология религии // В. Моск. ун-та. Философия. 1999. № 6;
  • Тенденции современного религиоведения // Религиоведение. 2001. № 1;
  • «Анимизм», «Тайлор», «Тотемизм», «Фрэзер» // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М, 2001;
  • Западное религиоведение первой половины ХХ в.: от эволюционизма к диффузионизму и теории прамонотеизма // Религиоведение. 2001. № 2;
  • Проблема происхождения религии. Ранние формы верований и культа // История религии. В 2 т. Т. 1. М, 2002;
  • Становление классической феноменологии религии // Религиоведение. 2002. № 1;
  • Методология раннего религиоведения // Там же. 2003. № 1;
  • Методология классической феноменологии религии // В. Моск. ун-та. Философия. 2004. № 1;
  • Становление герменевтического подхода к изучению религии // Философско-методологические проблемы изучения религии. М., 2004;
  • Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004;
  • Традиции связующая нить // В кн.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М, 2005;
  • Методологические проблемы истории религий (на материале западного религиоведения второй половины ХХ в.) // Религиоведение. 2005. № 3;
  • У истоков религиоведения: взаимоотношения науки о религии и теологии // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. М, 2006;
  • Структурализм в религиоведении // Религиоведение. 2006. № 3;
  • 40 словарных статей, среди них «Неофеноменология религии», «Происхождения религии теории», «Религиоведение», «Религия» (в соавт.), «Теология компаративная», «Феноменология религии», «Эволюционизм в религиоведении» // Религиоведение/Энциклопедический словарь. М., 2006;
  • Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.