Козлов Алексей Александрович

Был незаконнорожденным сыном помещика И.А. Пушкина (который являлся дальним родственником А.С. Пушкина) и вольноотпущенной крестьянки. Мать К. вскоре после рождения ребенка, выходит замуж за мещанина А.П. Козлова, который отличался грубым нравом и эгоизмом. В 1838 году она скончалась, и мальчик переходит на попечение к тетке отчима. В 1843 году Козлов поступает в 1-ю московскую гимназию. В 1850 году после окончания гимназии он поступает вольнослушателем на математический факультет Московского ун-а, но уже через год переходит на историко-филологическое отделение. В студенческие годы Козлов увлекается романами Ж. Санд, идеями материализма, социализмом Фурье и Лера. В 1856 году заканчивает ун-т и женится на крестьянке. Через 2 года расходится с ней (но официального развода не получает) и сближается с дочерью помещика А.А. Челищева. Поэтому дети (по закону) не могли носить фамилию отца (сын К., С.А. Алексеев (Аскольдов), – стал известным философом). В 1856-1861 гг. К. преподает в Школе межевых топографов. Работу пришлось оставить, так как при прочтении курсов студентам К. излагал социалистические доктрины. В 1866 г. К. арестовывают по обвинению в организации революционного общества, но он доказывает свою невиновность и через 6 месяцев его освобождают. После этого К. сначала работает управляющим лесным хозяйством во Владимирской губернии, а затем поселяется в имении Машарово (Калужская губ.), которое было подарено М. Челищевой ее отцом.

С 1872 года К. начинает заниматься изучением философских сочинений А. Шопенгауэра, И. Канта, Э. Гартмана. В 1876 г. выходит первая его самостоятельная книга – «Философские этюды» (ч. I, Киев 1876). В конце 1875 года К. отправляется в Западную Европу, в Париж, но, прожив там несколько недель, получает приглашение кафедры философии Киевского университета и уезжает в Киев. С 1876 г. он приват-доцент Киевского университета. В 1884 г. К. защищает докторскую диссертацию на тему «Генезис теории и пространства у Канта» и становится профессором. С 1885 г. начинает издавать первый в России философский журнал «Философский трехмесячник». Этот журнал выходил два года и состоял из статей самого К. В 1887 г. К. переносит апоплексический удар, у него парализует правую сторону тела, вследствие этого он оставляет кафедру и приступает к разработке собственной философской концепции. Его система близка системе последователя Лейбница Тейхмюллера. Основная работа К. – философский альманах «Свое слово» состоит из пяти выпусков (1888-1898). Автор проводит различие между понятиями сознания и познания. Действительный мир представляется как система взаимодействий разного рода духовных субстанций. Материальные процессы существуют только как наши представления, возникающие в нас в результате взаимодействия с другими духовными субстанциями. В соответствии с этим учением о материи К. называет свою систему панпсихизмом. Он отрицал объективную реальность времени, считал, что вся история человечества существует как завершенное целое, где прошлое и будущее взаимообуславливают друг друга. Единство мира коренится в Боге, «Высочайшей Субстанции», пронизывающей весь мир. В раннем сочинении, посвященном Дюрингу, а также в работе «Религия Л.Н.Толстого» К. набрасывает основы этики, высказывается он и по вопросам эстетики. Он отрицательно относится к реализму в искусстве, считает главной задачей художника создание особого рода эстетической действительности.

Во второй половине жизни философ выступает против революционного движения, критикует народников за их сентиментальное отношение к крестьянству. В 1891 г. К. переезжает в Петербург, надеясь познакомиться с философами. Он проводит у себя дома занятия философского кружка, участниками которого становятся Н.О. Лосский и С.А. Аскольдов.

Сочинения:

  • Философские этюды. Ч.1. Киев, 1876, ч.2. Киев 1880.
  • Генезис теории пространства и времени у Канта. Киев, 1884.
  • Философский трехмесячник, № 1-4. Киев, 1886-1887.
  • Свое слово. Философско-литературный сборник, вып. 1-3. Киев, 1888-1890, вып. 4-5, СПб, 1892-1898.
  • Религия графа Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви. СПб, 1896.

Литература:

  • Аскольдов С.А. А.А. Козлов. М., 1912 (переизд. СПб., 1997).
  • Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
  • Зеньковский В.В., прот. История русской философии, кн. 2, ч.1. Л., 1991.