Ильенков Эвальд Васильевич

Его отцом был известный советский писатель, лауреат Сталинской премии В.П. Ильенков. С 1941 - студент МИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. Затем студент, аспирант и преподаватель философского ф-та МГУ. С 1953 по 1979 работал в Институте философии АН СССР в должности младшего, с 1961 — ст. научн. сотрудника.

Проф., декан философского факультета МГУ Б.С. Чернышев оказал влияние на выбор направления научного творчества И. Он поддерживал творческие и дружеские отношения с акад. Б.М. Кедровым, чл.-корр. АН СССР, директором Института философии П.В. Копниным, с деканом факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Ф.Т. Михайловым, В.А. Лекторским и др.

В 1953 г. защитил канд. диссертацию "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса "К критике политической экономии". В 1968 защитил докт. диссертацию "К вопросу о природе мышления". В 1965 за исследование актуальных проблем теории познания И. была присуждена премия им. Н.Г. Чернышевского. В качестве переводчика и редактора участвовал в издании трудов Фихте, Гегеля, Маркса. В начале 60-х гг. был научным редактором "Философской энциклопедии".

И. принадлежит приоритет в разработке логико-диалектической теории научного мышления, принципа противоречия в мышлении, соотношения абстрактного и конкретного в познании, диалектики логического и исторического. Ему принадлежит оригинальная концепция культурно-исторического развития человечества, обоснование фундаментальной роли идеального в личностном становлении индивида, освоении всеобщей меры бытия вещей. И. принадлежит большой вклад в разработку теории и практики современной тифло-сурдо-педагогики.

Сочинения:

  • Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. — М., 1960;
  • Об идолах и идеалах. — М., 1968;
  • Диалектическая логкика. — М., 1974 (2-е изд. -1984);
  • Учитесь мыслить смолоду. — М., 1977;
  • Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. — М., 1979;
  • Искусство и коммунистический идеал. — М., 1983;
  • Философия и культура. — М., 1991;
  • Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании. — М., 1997;
  • Школа должна учить мыслить. — Москва-Воронеж, 2002.