Иванов Вячеслав Всеволодович

Род. в Москве. Окончил романо-германское отд. филол. ф-та МГУ в 1951. С 1954 — преп., доц. кафедры общего языкознания МГУ. В 1959-1961 — н.с. Ин-та точной механики и вычислительной техники; в 1961-1989 — зав. сектором структурной типологии Ин-та славяноведения СССР. В 1989-1990 - директор Гос. библиотеки иностр. литературы. И.— основатель кафедры истории и теории мировой культуры на филос. ф-те МГУ (1990); зав. этой кафедрой в 1990-1995. С 1991 по наст. вр.— директор Ин-та мировой культуры МГУ, а также проф. кафедры славянских языков и литератур Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). С 1988 по наст. - рук. Комиссии по комплексному изучению художеств. творч. Науч. совета по истории мировой культуры РАН. Основатель и издатель ж. по культурной семиотике и славяноведению «Elementa» (Нью-Йорк). Акад. ЕН, акад. РАН. Членство: Британская Академия (1977); Амер. Лингвистич. Об-во (1967); Амер. Акадмия Наук и Искусств (1993); Амер. Филос. Об-во (1994); Латвийская Академия Наук (1993). Лауреат Гос. премий. И. принадлежит к числу широко известных гуманитариев второй пол. XX в. по разнообразию науч. интересов и по суммарному вкладу в тот обширнейший круг наук, к-рым он занимался. Среди них: лингвистика (сравнительно-ист., ареальная, типологическая, теор.); поэтика, история и теория литературы; фольклористика; религиоведение и мифология; изобразительные искусства и кино; семиотика (в частности, нейросемиотика); иссл. соц. структур и феномена города; культурол.; филос.; история и история науки и т.д. Его имя связано с новыми направлениями в гуманит. науках. С рубежа 50-60-х гг. И. стал у истоков новых направлений, появление к-рых коренным образом изменило ситуацию и в гуманит. науках, и в их связях с науками матем. и естествоведческого циклов. И. был одним из инициаторов и вед. деятелей машинного перевода и матем. и прикладной лингвистики, структурализма (в частности, структурной типологии), семиотики, кибернетики и др. И. — лидер по охвату ставших объектами его иссл. этноязыковых и культурно-ист, традиций: древние индоевроп., древние ближневост., славянские, балтийские, кавказские, палеоазиатские, африканские, американские и т.д. получили в его работах многоаспектное освещение. С самого начала И. уделял особое внимание рус. традиции, многообразно представленной в его работах по поэтике и стиховедению, литературе и структуре текста, фольклору, мифу и ритуалу, по культуре и языку, охватывающих огромный временной период — от Древней Руси до наших дней. Его двухтомный труд «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры» (в соавт., Тбилиси, 1984) удостоен Ленинской премии (1988). Работы И. по поэтике и литературоведению собраны в его трехтомнике: «Избранные труды по семиотике и истории культуры» (Т.1-2, М., 1998-2000).

Являясь наряду с В.Н.Топоровым и М.Ю.Лотманом основоположником действующей с начала 60-х гг. Московско-Тартуской (называемой иногда также Тартуско-Московской) семиотической школы, И. развивал и обосновывал представление о знаково-символическом характере всех культурных феноменов, рассматриваемых как вторичные моделирующие системы. Претендующая на статус науки и одновременно близкая художеств, критике; занимающаяся как естеств. языком, так и невербальными знаками; стремящаяся охватить не только гуманит. и соц., но и естеств., а также логико-матем. иссл., семиотика предстает уникальной синтетической дисциплиной, способной связать между собой поэзию и кино, физиологию и мифологию, теорию информации и историю литературы, живопись и биохимию, симметрию геометрических построений и поиск внеземных цивилизаций, древнюю архитектуру и физику элемент, частиц, театр абсурда и пространство музыки, квантовую механику и функциональную асимметрию мозга. Задача семиотики — описать семиосферу, без к-рой немыслима ноосфера.

Сочинения:

  • Славянские моделирующие семиотические системы. [В соавт.]. М., 1965;
  • Кибернетический аспект человека и коллектива и семиотика //Логическая структура научного знания. М., 1965;
  • Исследования в области славянских древностей. [В соавт.]. М., 1974;
  • Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976;
  • К лингвистическому и культурно-антропологическому аспектам антропогенеза // Ранняя этническая история народце Восточной Азии. М., 1977;
  • Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978;
  • Наука как объект семиотики // В. Академии наук СССР. 1980. №3;
  • Художественное творчество, функциональная асимметрия мозга и образные способности человека // Текст и культура. Труды по знаковым системам. XVI. Тарту, 1983;
  • О взаимоотношении динамического исследования эволюции языка, текста и культуры // Исследования по структуре текста. М., 1987;
  • О лингвистических исследованиях ПА.Флоренского // Вопросы языкознания. 1988. №6;
  • Значение идей М.М.Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Диалог. Хронотоп, карнавал. 1996. №3;
  • Гностическое понимание мудрости и его продолжение в русском учении о Софии // Россия и гнозис. М., 1996;
  • Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1-2. М., 1998-2000;
  • Повести Константина Леонтьева о православных на юго-востоке Европы и борьба с европейским неогуманизмом // Там же. II, 2000. (Более полная библиография работ Вячеслава Всеволодовича Иванова приводится в Т.1 «Избранных трудов по семиотике и истории культуры».)